суббота, 23 октября 2010 г.

Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков

На сегодняшний день разработано более десятка моделей, базирующихся на опыте практикующих библиотекарей, которые предназначены для помощи медиаспециалистам в организации библиотечных уроков. Будучи различными по сложности, выразительности и охвату, они рассматривают учение как активный и креативный процесс и продвигают развитие навыков критического мышления. Применение этих моделей позволяет учитывать индивидуальные различия, когнитивные особенности, особенности стилей учения учащихся; помогает им структурировать их информационную и исследовательскую деятельность. Нельзя не отметить, что часть из них изначально создавалась как образец деятельности для учащихся, приводимый с целью облегчить им выполнение заданий.

Модели обучения информационно-поисковой деятельности можно условно разделить на две группы.
Ключевым моментом одних является обучение целостному процессу информационно-поисковой деятельности, а одной из главных задач – помощь учащимся в определении оптимальных путей поиска, оценки и использования информации, собственного алгоритма решения информационных проблем. Формой организации учебных занятий является проведение информационного исследования учащимися в библиотеке под руководством медиаспециалиста. Эти модели обеспечивают рамки для информационно-поискового процесса во всей его полноте и представляют собой алгоритм деятельности школьников в процессе проведения информационного исследования. Учебное задание (тема исследования), как правило, определяется исходя из содержания учебного плана. Результатом внедрения таких моделей должно стать не только формирование навыков информационно-поисковой деятельности, но и одновременное приобретение знаний по теме исследования. Использование этих моделей требует достаточно длительного времени и наиболее эффективно в условиях совместной деятельности библиотекаря и учителя-предметника.
Кроме моделей, представляющих пошаговое выполнение информационно-исследовательского проекта, часть американских специалистов предлагает нелинейные модели обучения, интегрирующие в обучающий процесс технологии критического мышления. Это модели, основанные, в значительной степени, на методе открытий (inquiry method), признанном в конструктивистской образовательной философии, которая полагается на внутреннюю мотивацию и предполагает у ребенка естественное желание самому узнавать об окружающем его реальном мире. Одной из характерных особенностей этого метода является то, что учащиеся «конструируют» собственное знание, основываясь на вопросах, поднимающихся из их жизненного опыта.
Структура таких моделей часто представляет собой цепочку или цикл (постановка вопроса – поиск решений – создание нового знания – обсуждение открытий или опыта – размышление над новым знанием), в которых каждый шаг ведет к следующему и к постановке новых вопросов. Учебный материал отбирается на основе интересов каждого конкретного учащегося и может включать темы и проблемы, не ограниченные рамками учебной программы. Одной из целей внедрения таких моделей является стимулирование и развитие познавательной активности школьников.
Известно, что важнейшим фактором эффективного обучения, которое реализует задачи не только формирования поисковых навыков, но и навыков критического мышления, является умение ставить правильные вопросы для выполнения задания. Отсюда деятельность начинается с постановки главного вопроса, к которому постепенно добавляются «подчиненные» вопросы, направляющие ход дальнейшей работы.


Схема модели, построенной на основе метода открытий

Особенности таких моделей обучения:
− организация деятельности на основе вопросов, которые учащиеся ставят сами;
− темы и проблемы должны соприкасаться с жизненным опытом школьников, соответствовать их интересам;
− деятельность учащихся – активная, практическая, креативная;
− широкое использование методов обучения в сотрудничестве;
− поощрение учащихся к обсуждениям их открытий; активное использование диалога;
− обязательное присутствие рефлексии.
В качестве примера можно привести модель «Исследовательский цикл» Д. Маккензи , которую тот предложил, будучи уверенным, что проведение занятий в виде подготовки обычного доклада или реферата не является действенным, ибо представляет собой в большинстве случаев не что иное, как сбор информации, заканчивающийся переписыванием найденных фактов. Основываясь на положении, что процесс исследования является не линейным, а скорее, циклическим, Д. Маккензи предлагает несколько стадий, которые учащиеся должны повторить неоднократно, до тех пор, пока не найдут собственные ответы на вопросы и не будут способны продемонстрировать самостоятельные и независимые суждения. Он подчеркивает, что важнейшую роль играет правильная постановка задания, представленная таким образом, чтобы инициировать возникновение вопросов, ответы на которые будут формировать навыки принятия решений или решения проблем.

Стадии «Исследовательского цикла» Д. Маккензи включают:

1. Постановка вопросов. Учащиеся начинают с главного вопроса и затем развивают достаточно полную картину подчиненных вопросов, которые могут помочь провести исследование. При этом автор подчеркивает, что вопросы должны будить мысль. Например, вопрос «Столицей какой страны является Вена?» предполагает использование одного из источников информации – энциклопедии или информационно-поисковой системы и не будет способствовать формированию аналитических навыков. Если же предложить учащимся творческое задание, например: «В каком городе твоя семья хотела бы жить в течение двух лет?», это будет способствовать постановке широкого ряда подчиненных вопросов и, соответственно, сложной информационно-поисково-аналитической деятельности учащихся. Подчиненные вопросы будут затрагивать проблемы стоимости жилья, демографической ситуации, уровня жизни, рынка труда, и пр.
2. Планирование. После того, как вопросы поставлены, учащиеся продумывают стратегию деятельности. Они намечают, где искать, как сохранить найденную информацию и как оптимизировать результаты поиска. Эта стадия требует поддержки, совета и предложений медиаспециалиста. Д. Маккензи подчеркивает, что для учащегося наиболее разумным шагом будет спросить совета у библиотекаря, что избавит его от поисков вслепую и бесполезных блужданий. Это отличный повод познакомить школьников с информационными ресурсами, отвечающими их потребностям. Здесь же можно предложить им примеры систематизации информации.
3. Сбор. Учащиеся собирают информацию, которая имеет отношение к поставленным вопросам, проверяя, насколько они соответствуют их целям. Роль библиотекаря-медиаспециалиста на этом этапе будет заключаться в том, чтобы подсказать школьникам эффективные и удобные варианты систематизации и хранения найденной информации. Важным моментом является ориентация не на количество, а на качество и точность собираемой информации. Кроме того, здесь необходимо обратить внимание на формирование умений выделять и отбирать нужные сведения.
4. Сортировка и просеивание. Чем более сложным является исследовательское задание, тем более тщательной сортировки оно требует. Частично информация фильтруется при сборе информации, однако на этой стадии начинается более внимательная работа. Находки рассортировываются по категориям, направлениям и вопросам. Учащиеся просматривают собранные записи, схемы, файлы и выясняют, что из них наиболее точно соответствует ответам на поставленные вопросы.
5. Синтез. На этой стадии школьники рассматривают найденную информацию с точки зрения решения главного вопроса. Д. Маккензи сравнивает эту стадию с решением головоломки, когда различные кусочки информации раскладываются и подбираются, пока не сольются в целостную картину. На самом деле, работа представляет собой нечто большее, нежели простая ранжировка фактов. Главной задачей является извлечение смысла из собранной информации, который позволит дать четкий ответ на поставленный вопрос.
6. Оценка. Главной целью этой стадии является оценка полноты и точности найденной информации для реализации поставленной цели. Учащиеся просматривают свои находки, оценивают адекватность своих открытий поставленной задаче, оценивают, нужно ли возвращаться для углубления исследования или можно готовиться к отчету. Критериями для оценки являются достоверность, целостность, ясность, логичность, релевантность. Можно помочь учащимся, предложив вопросы, позволяющие проверить соответствие этим критериям.
Маккензи настаивает, что учащийся должен пройти через эти стадии опять и опять, пока у него не возникнет озарение, не разовьется и полностью подтвердится его гипотеза. Только пройдя через вышеописанные стадии, после того, как его вывод будет полностью подтвержден, учащийся следует к этапу, когда он может поделиться своим открытием с товарищами. Здесь он решает, какой метод представления может доказать наиболее убедительно его точку зрения. Роль библиотекаря состоит в том, чтобы помочь ему представить свое открытие ясно, понятно, убедительно. Можно предложить школьникам критерии для подготовки отчета:
− резюме – выбери основные положения, открытия и свидетельства;
− организация – организуй материал в понятной, логичной форме;
− представление – используй мультимедиа и другие инструменты для эффектного представления;
− убеждение – заинтересуй аудиторию для того, чтобы получить поддержку.
Эта модель может использоваться с учащимися различного возраста. Модель требует от учащихся навыков мышления, воображения, что позволяет превратить учащегося в продюсера информации, а не простого ее потребителя. Ее использование при формировании информационной грамотности в школьной библиотеке позволяет организовать процесс обучения, сочетая традиционные и нетрадиционные методы работы. Кроме того, здесь возможно использование и чередование групповых и индивидуальных форм работы с учащимися. Сильной стороной является акцентирование внимания на постановке вопросов, что является основой формирования аналитических навыков.
Вместе с тем, внедрение этой модели в практику работы школьных библиотек требует креативности и профессионализма самого библиотекаря, который должен продумать стратегию деятельности и подготовить к каждому этапу работы специальные средства, которые будут вести школьников в их работе.
Кроме того, библиотекарь должен прогнозировать риски, которые могут возникнуть при использовании этой модели. Так, в классе могут найтись несколько человек, которые откажутся идти на сотрудничество, не смогут предложить собственную проблему или вопрос, который их действительно заинтересовал. Второй опасностью может стать неадекватная оценка собственной деятельности учащимися, равно как и субъективная оценка деятельности товарищей. Отрицательная оценка сверстников может повлечь за собой отрицательные эмоции, обиду и фрустрацию, что, в свою очередь, будет формировать отрицательное отношение к информационно-поисковой деятельности.
Использование моделей, аналогичных «Исследовательскому циклу» или их элементов открывает широкие возможности для внедрения таких методов обучения как обучение в сотрудничестве, проектное обучение, мини-исследование.
Например, одним из вариантов организации библиотечного урока является самостоятельный информационный поиск для того, чтобы выполнить задание, предложенное на карточке.
Примерами заданий могут быть следующие:
− Правда ли, что кошки видят в темноте лучше, чем днем?
− Докажите или опровергните: «Все собаки – дальтоники».
− Правда ли, что растения лучше растут, когда «слушают» классическую музыку?
− Что произойдет, если погаснет Солнце?
− Что легче – вода или лед?
− Правда ли, что древнегреческие храмы не похожи на русские церкви, потому что греки при строительстве экономили камень?
В этом случае урок строится как индивидуальная самостоятельная работа учащихся в библиотеке, когда они самостоятельно ищут ответ на вопрос, используя информационные ресурсы, предложенные библиотекарем. Излишне говорить, что проведение уроков в такой форме возможно при условии предварительного знакомства с каталогами, справочными и научно-популярными изданиями. Кроме того, предлагая вопросы или задания, библиотекарь должен быть уверен, что ответы на них наверняка найдутся в фонде его библиотеки.
Предлагаем варианты проведения библиотечных занятий с учащимися средней и старшей школы, которые включают активное обучение и предполагают использование метода открытий и метода проектов.

Занятие по теме: «Научно-познавательная литература»/«Справочная литература»
Цели: формирование навыков и умений работы со справочной и научно-популярной литературой; формирование навыков работы с текстом.
Задачи:
• научить составлять план для поиска информации;
• научить сужать тему для поиска информации;
• научить ставить вопросы к теме;
• познакомить с методикой составления схем.

Оборудование: карточки с вопросами; словари, справочники, энциклопедии, научно-популярные издания, листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход урока. Работа над темой рассчитана на 3- 4 часа и включает несколько этапов.

Библиотекарь предлагает ребятам сделать газету или рукописную иллюстрированную энциклопедию «Мир вокруг нас» для младших школьников, которая пополнит фонд библиотеки. Темой может служить любое явление, событие или часть окружающего мира – рыбы, животные, лес, растения, картины, одежда, транспорт и проч. Можно сузить тему, ограничив ее региональными рамками.
Работа над «статьями» энциклопедии может быть как индивидуальной, так и групповой. Преимущество работы в группах состоит в том, что это позволяет учитывать индивидуальность и склонности ребенка, распределяя задания таким образом, чтобы каждый мог проявить себя в области, которая является для него – в письме, в иллюстрациях и т.п.

Работа включает несколько этапов.

1 этап, подготовительный.
Перед тем как начать работу, библиотекарь подчеркивает, что статьи для энциклопедии должны быть краткими, но емкими.
Поэтому необходимо внимательно отбирать информацию. Это можно сделать, составив примерный план отбора. Библиотекарь предлагает образец того, как можно работать, взяв для примера статью «Птицы».
Для того чтобы инициировать постановку вопросов школьниками, библиотекарь спрашивает учащихся, что они знают о птицах. Выслушав их ответы, он задает новый вопрос «Что бы вы хотели узнать о птицах?» или «Как вы думаете, а что было бы интересно узнать второклассникам о птицах?»
По мере того, как ребята задают вопросы, библиотекарь записывает их на доске. Нужно быть готовым к тому, что вопросы могут быть самыми различными. «Любят ли птицы свою маму? Где они спят? Дерутся ли они между собой? Почему они не умеют разговаривать?» После того, как вопросы записаны на доске, библиотекарь предлагает их сравнить, посмотреть, есть ли среди них похожие, подчеркивая, что вопросы могут быть главными, основными, которые обобщают ключевые точки темы и требуют, в свою очередь, дополнительных вопросов, или предлагают несколько ответов.
Например, для темы «Птицы» обобщающие вопросы могут быть следующими:
Какие бывают птицы?
Где они живут (обитают)?
Чем они питаются?
Как они передвигаются?
Какое место занимают в природе?
Как общаются?
Библиотекарь составляет на доске кластерную диаграмму, которая включает вопросы, поставленные школьниками, Можно составить диаграмму, которая перечисляет характеристики предмета или явления.



Кластерная диаграмма «Птицы»

2 этап, эвристический. Класс делится на небольшие группы (по 3-4 человека), группы получают карточки с названием статьи, которую они должны подготовить. Каждая группа должна поставить вопросы к своей теме и составить схему, аналогичную той, которую класс составлял совместно. На этом этапе библиотекарь следит за работой команд, вмешиваясь и помогая, если это необходимо.
После того, как составление схем закончено, группы представляют свои схемы классу. Это поможет им увидеть свои недостатки, откорректировать их или, наоборот, убедиться в том, что они отразили в своих схемах все, что хотели.
3 этап, поисковый. После того, как схемы откорректированы, библиотекарь напоминает об особенностях использования научно-популярной или справочной литературы, ее отличиях от художественной. Он предлагает школьникам заранее подготовленные книги. Учащиеся ищут ответы на свои вопросы и работают над статьей. Библиотекарь должен заранее оговорить размер статьи, ограничив его одной страницей текста.
4 этап, презентационный. Представление материала. Каждая группа представляет свою статью, кратко характеризуя основные положения.
5 этап, рефлексивный. Размышления школьников о сложностях работы.
Примерные вопросы для рефлексии:
Достигли ли вы поставленной цели?
Что нового вы узнали во время работы над заданием?
Какими критериями вы пользовались при отборе информации?
Какие из предложенных источников вы предпочли не использовать? Почему?
Какие трудности вызвала самостоятельная работа?
Что было самым сложным при подготовке задания?
После этого все статьи сшиваются в общий «том» и выставляются на книжную выставку.
Достоинством таких занятий является то, что учащиеся учатся понимать, что каждое явление или событие является сложным, включающим в себя различные аспекты. Они осознают, что для того чтобы найти и выбрать информацию, надо уметь формулировать задачи поиска. Постановка вопросов помогает формулировать информационную лакуну, или информационную потребность. Рисование схем помогает закреплять с помощью зрительного восприятия как алгоритм работы с информацией, так и полученные знания.
Однако такое занятие рассчитано на 3-4 урока. Если у библиотекаря нет возможности работать с ребятами более одного-двух уроков, можно изменить задание. В этом случае работа будет строиться следующим образом:
1 этап, подготовительный. Библиотекарь вместе с классом ставит вопросы и составляет схему (как в 1 варианте).
2 этап. Класс разбивается на маленькие команды (по 3-4 человека), и каждая команда получает задание найти ответ на один из главных вопросов и кратко, в двух-трех предложениях его сформулировать. Библиотекарь предлагает заранее подобранную литературу, где дети ищут ответы на поставленные вопросы.
3 этап. Представление найденного материала в виде говорящей словарной статьи, когда каждая группа по очереди предлагает свой ответ.
4 этап. Если ответы не дали полной картины, библиотекарь предлагает поставить еще вопросы, на которые нужно ответить.
Наконец, в конце занятия библиотекарь ставит перед ребятами вопросы, которые помогают им проанализировать процесс работы:
Какой из этапов работы был самым интересным?
Что было самым трудным?
Достигли ли поставленной цели?
Хотели бы вы поработать над аналогичным проектом?

Занятие по теме: «Поиск информации»
Цель: формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
задачи: – помочь усвоить алгоритм информационного поиска;
– научить использовать знания в практической деятельности;
– совершенствовать умения работать в команде.
Форма организации учебного процесса: групповой проект
Работа над проектом рассчитана на 4 часа и включает несколько этапов.
На 1 этапе библиотекарь ставит перед учащимися цели, которые заключаются в том, чтобы найти и обработать информацию, на основе которой можно рассчитать необходимые условия для организации и содержания в их населенном пункте зоопарка (ботанического сада, бассейна, музея и пр.) и знакомит школьников с особенностями поиска информации в библиотеке.
Школьники вместе с библиотекарем методом мозгового штурма выбирают животных, которые будут жить в их зоопарке. Составляется стратегический план, определяющий основные направления деятельности школьников, который служит отправной точкой для составления заданий. После этого класс разбивается на группы, и каждая группа получает собственное задание, например, подготовить аналитическую записку «условия ухода за животными»; рассчитать средства, необходимые на кормление животных; рассмотреть условия обитания животных, предусмотреть «конструирование вольер» и т.д.
На 2 этапе каждая группа работает с источниками информации и ищет ответы на поставленные вопросы. В конце этапа происходит обсуждение найденной информации, ее корректировка.
На 3 этапе каждая группа должна оформить результаты своих открытий. Поскольку проект общий, оформление должно происходить в едином стиле. Это может быть презентация виртуального зоопарка, «докладная записка» муниципалитету, «Правила поведения в зоопарке», «Памятка для посетителя зоопарка» и пр. Результаты работы рекомендуется предложить на суд школьнков.
Включение индивидуальных заданий, предоставление максимальной самостоятельности в работе позволяют учитывать интересы, склонности, индивидуальные особенности стилей учения, что является основополагающим фактором для повышения мотивации к обучению.

Занятие по теме: «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»
Цель: – формирование представлений об информации и информационном обществе;
– формирование основ информационного мировоззрения;
– формирование навыков информационно-поисковой деятельности.
Форма организации занятий: групповой проект
Ход занятия.
Работа над темой рассчитана на 4 часа и включает несколько этапов.
1 этап. Библиотекарь предлагает подготовить энциклопедическую статью, отрывок из художественной книги, буклет, веб-страницу, журнальную статью, памятку для учащихся начальной школы на тему «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи». Класс вместе с библиотекарем методом мозгового штурма выделяет главные вопросы, на которые нужно найти ответы, например:
– Что такое информация?
– Какова роль информации в обществе?
– Какими способами передается информация?
– Какие бывают носители информации?
– Может ли информация быть вредной?
– Есть ли достоинства и недостатки у разных носителей информации?
2 этап. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свой основной вопрос и должна поставить подчиненные вопросы. Например, к вопросу «Какова роль информации в обществе?» подчиненными вопросами могут быть следующие:
– Для чего человеку нужна информация?
– Когда человек использует информацию?
– Как информация может влиять на нашу жизнь?
– Как информация может влиять на окружающую среду?
– Влияет ли отсутствие информации на наше здоровье?
– Может ли информация помочь найти работу?
3 этап. Обсуждение вопросов в классе. Составление общего развернутого плана/схемы по теме.
4 этап. Особенностью этого этапа является то, что тема у всех групп одинаковая, а вот формы ее представления различаются. Форму представления информации группы получают по жребию – это может быть энциклопедическая статья, отрывок из фантастического романа, буклет, веб-страница, статья из молодежного журнала (например, «Крылья» или «Маруся») и т.п. Осуществляя поиск информации, учащиеся руководствуются общим планом или схемой, составленными совместно на предыдущем этапе. Однако при этом они должны учитывать и форму своего предстоящего представления.
5 этап. После того, как учащиеся собрали необходимую информацию, они оформляют результаты своей поисковой деятельности в соответствии с полученным заданием.
6 этап. Представление результатов своей работы. Одним из главных условий является то, что работа каждой группы должна быть представлена на общее рассмотрение.
7 этап. Рефлексивный компонент можно представить в виде письменного краткого резюме каждого школьника. Например, каждый должен письменно ответить на три вопроса тремя предложениями:
Что было хорошо, интересно, полезно, приятно, запомнилось?
Что было скучно, трудно, бессмысленно, неинтересно?
Что можно предложить для следующего занятия?

Занятие по теме «Оценка и организация информации. Анализ информационных ресурсов и представление собственного продукта»
Цель – формирование навыков поиска, оценки и представления информации.
Форма: групповой проект.
Организация проведения: работа над проектом рассчитана на 5-7 часов и включает несколько этапов.
1 этап (1 урок), организационный. Библиотекарь ставит перед учащимися цель и задачи – создание рекомендательного библиографического иллюстрированного альманаха для младшего/среднего/старшего возраста. Это может быть литературный, краеведческий, экологический, искусствоведческий проект. Тема и название предлагаются библиотекарем или определяются совместно с классом – это зависит от возможностей библиотеки, потребностей школы, интересов учащихся.
На этом этапе путем мозгового штурма учащиеся вместе с библиотекарем определяют рубрики альманаха. Например, для краеведческого альманаха можно выбрать рубрики:
– Мой край в истории России.
– География родного края.
– Искусство родного края.
– Острые проблемы современности.
После определения рубрик альманаха учащиеся вместе с библиотекарем строят алгоритм дальнейшей работы, который включает:
− работу с каталогами и картотеками и составление списка литературы и источников;
− просмотр найденных ресурсов и отбор соответствующих данной цели;
− работа с отобранными ресурсами подготовка аннотаций;
− оформление альманаха;
− подготовка к презентации.
На этом этапе учащиеся определяют потенциальные источники информации, вспоминают особенности использования каталогов и картотек, правила библиографического описания информационных ресурсов.
2 этап (1 урок), поисковый. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание подготовить одну из рубрик будущего альманаха. Распределение рубрик лучше всего проводить путем жеребьевки. Можно заранее выделить специальную оформительскую группу, в которую войдут местные «художники».
Содержание этого этапа включает самостоятельную информационно-поисковую работу учащихся в группах с использованием библиотечных инструментов, подготовку списков литературы, статей, информационных ресурсов. Если в школе нет каталогов и картотек, можно провести урок-экскурсию в районной библиотеке. После составления списка литературы группы просматривают найденные материалы и отбирают те, которые, по их мнению, соответствуют их цели. Например, если они готовят альманах для учащихся средней школы, значит, они должны учитывать, какая литература будет интересна для ребят 10-14 лет.
Библиотекарь на этом этапе играет роль консультанта, помощника.
После окончания работы библиотекарь просматривает их списки и предлагает сократить или дополнить их.
3 этап (1-2 урока), аналитический – составление аннотаций. Библиотекарь знакомит учащихся с правилами составления аннотаций. При этом можно использовать методику формализованного анализа, предложенную Н.И. Гендиной . В случае, если используются интернет-ресурсы, нужно обратить особое внимание учащихся на критерии оценки электронных ресурсов, которые они должны учесть при составлении аннотации.
Учащиеся (с помощью библиотекаря, если это необходимо) распределяют литературу и материалы для анализа и работают над составлением аннотаций для альманаха. Каждый из учащихся должен описать хотя бы один ресурс. Сильным учащимся можно предложить несколько ресурсов.
После того как аннотации подготовлены, в классе происходит их представление. Это необходимо для корректировки текста. В ходе обсуждения ребята вносят поправки и корректируют свою работу.
4 этап (1-2 урока). Оформление альманаха. Работа на этом этапе зависит от возможностей школы. Если есть возможность использования компьютерного класса, учащиеся набирают аннотации на компьютере, а оформительская группа делает макет оформления, подбирает иллюстрации и готовит конечную продукцию. Второй вариант использования компьютерного класса – это подготовка электронной презентации альманаха. В этом случае каждая группа делает слайды для своей рубрики.
Наконец, альманах можно оформить в рукописной форме. В этом случае ребята аккуратно переписывают подготовленные ими аннотации, а заранее выбранная оформительская группа делает иллюстрации.
5 этап. Презентация альманаха. Альманах должен быть представлен в той аудитории, на которую он готовился. Можно провести презентацию в форме литературного праздника. В этом случае библиотекарю нужно продумать сценарий. Подготовка к празднику будет проходить уже во внеурочное время.
Использование такой модели дает возможность учащимся пройти все стадии информационно-поисковой деятельности: формулирование информационной потребности, поиск, анализ, обработку, организацию и представление информации. Они получают не только возможность, но и необходимость знакомиться с ресурсами по конкретной теме. Кроме того, это позволяет учитывать индивидуальные возможности школьников, стимулировать их склонности и интересы, предоставить возможность самовыражения каждому.
Нам представляется, что включение таких моделей при организации библиотечных уроков отражает бесспорный приоритет умениевого компонента перед знаниевым, повышает мотивацию школьников, позволяет применять методы оценки и самооценки как конечного, так и промежуточных результатов деятельности, повышает эффективность при формировании навыков самостоятельной информационно-поисково-аналитической деятельности учащихся.
   В. Б. Антипова,
заведующая центром научно- педагогической информации ПОИПКРО, г. Псков
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts with Thumbnails